Сегодня суббота, 04.04.2020: публикаций: 428
Аналитика. Опубликовано 27.03.2019 13:45  Просмотров всего: 3157; сегодня: 2.

Предприниматели – созидающие патриоты России

Предприниматели – созидающие патриоты России

Обсуждение места и роли российского предпринимательства в жизни нашей страны ведётся в объеме, явно не соответствующем многоаспектной значимости этой части общества. Напротив, в настоящее время мы наблюдаем в медийном пространстве преобладание упрощенно-мифологического отношения к предпринимателям. Постановка их на постамент спасителей отечественной экономики или отождествление с мошенниками. Сами предприниматели нередко оценивают свою роль, ее значимость в жизни страны, не слишком высоко: полезное делаем, но стараясь при этом, конечно, побольше заработать, стремясь к максимальной прибыли.

При этом данные ВЦИОМа(1) показывают интересную картину. По уровню доверия со стороны общества предприниматели в сравнении с рабочими находятся на тринадцатом месте. И доверие это с 2010 по 2017 года понизилось на 40 процентов. Можно, кстати, отметить, что в этом рейтинге представители госорганов, у которых к бизнесу много претензий, находятся незначимо выше – на одиннадцатом месте. Вместе с тем за то же время количество затруднившихся определить свое отношение к предпринимателям возросло на 60 процентов. Наверное, это может быть объяснено следующим.

Опрошенные выделили в качестве тех, кто больше всего влияет на улучшение жизни в стране, преподавателей и ученых – 20%, госслужащих и чиновников – 19%. И предпринимателей – 18%. Три «призовые места», практически равные по значимости в глазах наших сограждан. Аналогичная оценка остальных категорий населения в разы меньше. Военных в два раза, других еще ниже.

Такое видение, возникшее у анализирующих или точно чувствующих россиян, представляется логичным и обоснованным. Если качество образования и профессиональной подготовки низкое, то о результативной работе и экономике в целом можно и не мечтать. Если госуправление неэффективно - тоже самое.

Вместе с тем наши сограждане в массе своей, даже, наверное, не осознавая точно, а скорее интуитивно - понимают, что в основе реальной, работающей экономики именно предприниматели и находятся. Система обучения может быть замечательной, но прошедшие через нее могут оказаться невостребованными. Госаппарат может прекрасно работать. Но он только задает рамки, определяет общие условия трудовой и другой деятельности, а также собирает и тратит – более или менее успешно – деньги. Деньги, средства, добавочную и потребительскую стоимость, которую сегодня и завтра рождают и будут рождать в большей части предприниматели.

Предприниматели, зачастую сами не очень понимающие, насколько актуальную и важную роль в нашей жизни они играют. Да, они стараются побольше заработать. Но что это значит - это значит постоянно стремиться создавать и реализовывать максимально не просто полезное, но и реально востребованное (за что люди и предприятия готовы заплатить). По возможности при этом экономя ресурсы разного рода. Архиактуальные задачи. Для их решения предприниматели интегрируют людей, деньги и остальные, в том числе материальные ресурсы. Оценивая текущий и прогнозируя будущие варианты развития событий, принимая решения с оптимальным уровнем рисков. Все это делают динамично, принимая и меняя решения по мере необходимости. Даже в таком, самом укрупненном виде, любой предприниматель, очевидно, постоянно решает сложнейшую оптимизационную задачу с семью целеполагающими переменными (рис.1). Укрупненными переменными, каждая из которых является многомерной.

Необходимо подчеркнуть – это в любом случае, нередко невольно, не осознавая как гиперсложную задачу, делает любой предприниматель. Другое дело, что с разным успехом, предопределенным его способностями, знаниями, опытом. Кто-то буквально на уровне интуиции (причем, бывает, весьма успешно), кто-то – создав и используя в достаточной мере соответствующую сложности решаемых задач управленческую систему. Никто, кроме предпринимателей, такую задачу в качестве органичной для себя, лично значимой, не решает.

Ни преподаватели, ни ученые, ни госслужащие, ни военные – никто больше в роли наполнителя экономики рациональным живым содержанием не выступает.

Роль и место предпринимателя в жизни общества осмысливается многими, преимущественно учеными-экономистами, довольно давно, с XVIII века (Р. Катильон). Это А. Смит, К. Маркс, Ж.-Б. Сэй, А. Маршал, М. Вебер и многие другие. Деятельность предпринимателя в целом характеризуется как имеющая большое количество конструктивных, полезных для общества последствий. Эта деятельность рассматривается в самых разных аспектах, которые по-крупному можно разделить на две категории: ментально-психологические («духовные»), в виде личностной нацеленности на инновационность, творчество (Й. Шумпетер), и обусловленные объективной потребностью в предпринимательской деятельности на определенных уровнях развития технологий (Н.Д. Кондратьев) (2).

Стоит выделить две важные характеристики современного российского предпринимателя.

Одна из них – стремление работать, основываясь на доверии. Мы все знаем, помним о «купеческом слове». Не задумываясь обычно над тем, что этот элемент бизнес-культуры являлся и является следствием рационального желания снизить излишние, необязательные издержки в своей работе. Не так давно стала известной история о желании жителей одной деревни починить мост, в нее ведущий. Местная администрация пообещала это сделать, построить новый, за 12 млн рублей в течение двух лет. Местным предпринимателям это показалось не лучшим вариантом. Сложившись ресурсами, они отремонтировали мост за 300 тыс. рублей и несколько месяцев. Понятно – доверие между ними было практически абсолютным, а у государства к ним (или другим предпринимателям) – минимальным. У государства много неизбежных расходов на контроль, надзор за обоснованием, проектированием, исполнением, движением финансов и т. п. Взаимное доверие, культура взаимного доверия, особенно в предпринимательской среде, а также между государством и бизнесом – важнейший фактор экономической эффективности страны.

Другая позитивная характеристика большинства предпринимателей. Они связывают свое будущее и будущее своих детей и внуков с нашей страной. Понимают, что все «на Канары или во Францию» не уедут. Безусловно, не только предприниматели беспокоятся о будущем страны, ее стабильности и развитии. Но они одна из очень немногих – и в любом случае самая массовая - социальная группа, которая при наличии минимальных условий может реально это будущее выстраивать, готовить уже сегодня. И по мере возможности это делает. Предприниматели – созидающие патриоты России.

Но что же с упомянутым в начале статьи растущим недоверием? Наверное, можно найти не одно объяснение. Достаточно очевидными являются следующие.

Во-первых, предприниматель вынужден заниматься многогранной оптимизацией своей деятельности в условиях реальной конкуренции. Важно, чтобы она была. Причем конкуренция не формальная («существует много аналогичных поставщиков, производителей, продавцов»), а с точки зрения потребителя.

Во-вторых, деятельность предпринимателя является позитивной только в рамках закона и морали. Но это не особенность именно предпринимательской деятельности. И государственная, и общественная работа, и личная жизнь, как мы знаем, изобилует негативными примерами, когда она выходит за те же самые рамки.

В-третьих, специфика деятельности предпринимателя выдвигает к нему требования, совсем не однозначные в смысле общечеловеческой позитивности. Он инициирует и организует работу более или менее многочисленной группы людей. И оказывается перед выбором: или постоянно и напряженно решать сверхсложную оптимизационную задачу по гармонизации структуры, психологии, функций, процессов, имеющих место в этом коллективе, или в значительной степени механистически и жестко формировать свое предприятие. Предпочтения обычно отдается второму варианту. Первый в настоящее время явно недостаточно обеспечен необходимым инструментарием, методами для реализации. В своей, по крайней мере, управленческой ипостаси предприниматель не отличается эмпатией, не склонен к повседневному проявлению словом и особенно делом сочувствия своим сотрудникам.

В-четвертых, в настоящее время мы проходим очень сложный и даже драматический этап изменения условий существования нашей страны и, соответственно, бизнеса. Если в 90 годы прошлого века его суть преимущественно сводилась к поиску, использованию и новой интеграции социально-экономических осколков советской цивилизации, в нулевые годы – подпитывалась растущей как на дрожжах денежной массой, сильно увеличивающейся за счет нефтегазовых доходов, то в десятые годы, оказалось, что предыдущий опыт не работает и даже может мешать. Наступило время жесткой экономии, рационализации, оптимизации. К чему многие если и готовы, то далеко не полностью. И все это в преддверии следующего, уже возникающего на горизонте нового этапа – этапа кардинальной смены технологических и отраслевых приоритетов.

Предпринимателям – да и всем остальным - приходится или придется, преодолевая сформировавшуюся за последние десятилетия инерцию, не просто компенсировать дефекты в своих знаниях и умениях, но и качественно менять взгляды на жизнь страны и себя. Переключаться с навыков по освоению и перераспределению ресурсов на их рождение и увеличение. Это социально-экономический и психологический разворот практически на 180 градусов.

И готовиться к нему, и совершать его надо сейчас, начиная, очевидно, с образования молодежи и обучения взрослых. Основательно, многогранно обсудив, в частности, роль отечественного предпринимателя, ее особенности сегодня и завтра, подготовив и используя соответствующие информационные и учебные материалы. Лучшее будущее рождается в головах.

Хорошей поддержкой этому в России должен стать Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержденный на 2019–2024 года. Проект предусматривает ряд существенных шагов в направлении популяризации предпринимательства и повышения качества обучения предпринимательских кадров. Считаем важным в этой связи объединенными силами ученых-экономистов, историков, социологов, предпринимателей-практиков, профильных преподавателей разработать и широко распространять учебно-информационные модули по популяризации предпринимательства для разных категорий населения, от школьников и студентов до получающих и повышающих квалификацию специалистов (в том числе и особо – госслужащих) и пенсионеров. Время происходящих и надвигающихся перемен требует распространения предпринимательских компетенций и мобилизации значительной части общества в качестве предпринимателей.

(1) Отношение россиян к предпринимателям и бизнесу. Опрос «ВЦИОМ-Спутник», июль 2017 г.

(2) Инновационная сущность предпринимательства в концепциях Й.Шумпетера и Н.Д.Кондратьева. Вестник Челябинского государственного университета,2012 г., №18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып.25, с.133-137.

Молодцов О.В., руководитель Комитета по образованию Московской ассоциации предпринимателей


Предприниматели – созидающие патриоты России
Рис. 1. Основные задачи предпринимателя.


Ньюсмейкер: Московская ассоциация предпринимателей — 359 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос